4 декабря – большой христианский праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Он совпадает с ещё одним праздником – Днем матери-казачки, который имеет давнюю историю. Его корни уходят в русско-турецкую войну.
В 1774 году девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию Государства Российского. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы Наурской (Чечня) легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети.
Полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили врага. Били из ружей, рубили и кололи лезущих на валы, перетаскивали с место на место несколько оставленных в станице пушек, встречая атаки картечью. По легенде, одну из атак чеченцев сметливые казачки остановили, вылив на них с вала… горячий суп из свинины… Осада длилась 2 дня, и противник, оставив сотни трупов, ушел ни с чем.
В честь нелегкой победы казачек станицы Наурской возведен памятник, а также установлен День матери-казачки. И хотя само событие случилось в конце июня 1774 года, праздник в честь этой победы женщин над врагом был совмещён с церковным – Введения Пресвятой Богородицы во храм.
Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций. Женщина-казачка ждала мужа домой, воспитывала маленьких казачат, ибо главное предназначение казачки – стать матерью, хранительницей очага.
День матери-казачки празднуется ежегодно. С утра казачка надевала лучшее платье. В день должна была сменить 3-4 наряда. После завтрака казачки-соседки собирались человек по десять на улице и поздравляли казачек с их праздником, низко им кланяясь, благословляя на здоровье и хороший урожай в следующем году.
Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жёны казаков. Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Подобной инициативы и самостоятельности русские крестьянки не знали. У них-то всегда муж был рядом.
Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю, ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 году. А сколько в XVI—XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал – сама казачка становилась защитницей! Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражаясь до конца!
В казачьей семье женщина испокон веков и по сей день тяжёлым и упорным трудом оберегает все, что составляет основу жизненного уклада казачьей семьи. Казачка посвящает себя дому, детям, воспитывая сынов и дочерей в духе казачьих традиций, прививая любовь к родной земле, чувство собственного достоинства наряду с уважением к старшим, готовностью встать на защиту Родины.
Материал с сайта http://rosgeroika.ru