Поселковые атаманы.

Атаман – выборный лидер в казачьей общине, предводитель, достойный казак, показавший личную доблесть и славу. Атаманом является высший начальник казачьего войска (в зависимости от формы выполнения обязанностей – войсковой, походный, наказный, кошевой) или глава казачьей административно-территориальной единицы (окружной атаман, атаман отдела, станичный или хуторской атаман). Также атаманом назначался командир воинского подразделения или какого-либо вооружённого отряда.

Слово «атаман» имеет несколько версий происхождения:
1. «Ата» переводится с тюркского как «дед», «ман» в переводе значит «я». Если совместить два значения, получится «я старший». Также с тюркского может переводиться как «старший тысячи», учитывая, что слово «мен» означает «тысяча».
2. «Ат» в татарском языке означает «отец», «аман» – «с конём» или «на коне». Следовательно, с татарского «атаман» переводится как «отец на коне».
3. Amtman – немецкое слово, обозначающее начальника службы или главу канцелярии.
4. «Одаман» на кумыкском означает «хозяин», «главный». Слово «ода» в кумыкском языке означает большой дом, двор или семью. Следовательно, «атаман» является «главным в семье». Когда пастухи образовывали кочевье (кош), то выбирали себе атамана. У казаков тоже есть «кошевой атаман», что подтверждает и эту версию образования слова «атаман».
5. Гото-германская, или асаланская, версия является самой распространённой. Согласно этой версии, слово atta означает «отец», а слово mann переводится как «муж» или «витязь». И сейчас казаки называют атамана «батькой» или «отцом», что не только отражает роль атамана в казачьем обществе, но и служит напоминанием об определённом пласте исторического и культурного наследия русского народа.

Атаман Всевеликого войска Донского Матвей Иванович Платов
Атаман Всевеликого войска Донского Матвей Иванович Платов

Исторически слово «атаман» упоминается ещё в XIV веке на страницах Литовской хроники. В то время казаки совместно с ланами и готами составляли дружину крымского хана. Древние акты из крымской истории упоминают «атамана Дувана», и с середины XVI века начинается упоминание слова «атаман» в различных источниках, связанных с казаками.
Казачий атаман обладал исполнительной и судебной властью, занимая военно-административную должность. Деятельность и функции атамана зависели от исторического периода и поставленных целей. К примеру, для походов, военных действий или для несения службы вне расположения войска избирался походный атаман, а для выполнения дипломатических или представительских функций назначались атаманы лёгких и зимовых станиц, они считались главами посольств. Главным предводителем войска избирался войсковой атаман. В случае отсутствия войскового атамана функции переходили наказному атаману. Также были атаманы куреней (куренные атаманы), лисицкие атаманы (ответственные за охоту), крамные атаманы (ответственные за торговлю), кошевые, полковые, станичные, хуторские, окружные атаманы. Атаманом мог называться старший в любом деле, к примеру начальник рыболовства на реке Урал назывался атаманом рыболовным. В приморских рыболовных артелях избирали атамана (ватаммана), который был главным распорядителем работ, начальником промысловой партии. О таком атаманстве упоминается в новгородских грамотах XIII века. В Малороссии и Новороссии атаманом называли сельского старшину и других опытных, авторитетных старшин в различных направлениях деятельности.

Атаман Алексей Максимович Каледин
Атаман Алексей Максимович Каледин

Главный предводитель всего войска назывался войсковым атаманом. Он избирался войсковым кругом. Должность войскового атамана была выборной до 1718 г., потом войсковой атаман назначался правительством, и выборы атамана кругом казаков были отменены. Войсковые атаманы носили в руках «насеку» (трость), которую потом передавали вновь избранному. Пётр Великий решил придать войсковым атаманам особый статус и пожаловал в 1704 г. Войску Донскому украшенную насеку с надписью «насека войска донского 1704 г.» и серебряную печать. В 1705 г. Пётр I пожаловал войсковым атаманам вызолоченный по серебру и украшенный драгоценными каменьями пернач как знак их достоинства.
На Украине войскового атамана называли гетманом. Атаман Запорожской Сечи, которого также выбирали, назывался кошевым атаманом и подчинялся напрямую гетману. Запорожская Сечь делилась на курени, и, соответственно, были куренные атаманы (в современном понимании – начальники отдельных частей войска).
Со 2 октября 1827 г. августейшим атаманом всех казачьих войск стал наследник престола, а казачьи войска управлялись наказными атаманами.

Генерал-лейтенант, атаман Оренбургского казачества Александр Ильич Дутов
Генерал-лейтенант, атаман Оренбургского казачества Александр Ильич Дутов

После событий 1917 г. статус войсковых атаманов был восстановлен. На протяжении всей Гражданской войны войсковые атаманы казачьих войск были не только талантливыми военачальниками, но и ярким примером героизма и мужества в борьбе с большевиками и против «красного террора». Соблюдая верность присяге, принятой за Веру, Царя и Отечество, казаки во главе с войсковыми атаманами проливали кровь и совершали подвиги, внесённые в славную историю казачества.
С 1990-х гг. началось возрождение казачества, и институт войсковых атаманов был восстановлен. На данный момент войсковые атаманы назначаются указом Президента РФ.

Порядок выборов атамана

Атаман выбирается на круге открытым голосованием казаков. Кандидаты в атаманы с непокрытой головой садятся рядом со священником. За каждого кандидата голосуют отдельно, перед голосованием кандидат в атаманы выходит на середину круга, кланяется кресту, священнику, потом старикам и казакам, зачитывает свою программу, и потом есаулец спрашивает присутствующих: «Господа честные казаки, люб ли вам атаман такой-то?» Атаманом становится тот кандидат, который набрал больше голосов.
В казачьей традиции считается, что в момент присяги новый атаман получает особую силу. Для принятия присяги выбранного атамана ведут два пристава, держа за руки. Согласно традиции, непозволительно касаться голой рукой щеки или голой руки атамана, чтобы новый атаман не потерял силу. Для этого приставы держат атамана за рукава выше локтя, а атаман кладёт свои руки на укрытые обшлагами запястья приставов. С атамана снимают мундир, расстёгивают или разрывают рубаху, для того чтобы было видно крест, символ принадлежности к православной вере. Есаулец восклицает: «Православный!» – и казаки кричат: «Любо!» и встают. Атаман, стоя лицом к ним, в полной тишине произносит:
«На Христовом Животворящем Кресте, на Священном Писании присягаю:
Служить верно, не щадя головы и живота своего.
Беречь казачью честь.
Приумножать достояние станицы.
Беречь казаков!
Я – ваш отец. Вы – мои дети!»

После произнесения присяги атаман совершает поклон казакам и, ведомый приставами, идёт к старикам, совершает перед ними поясной поклон. Казаки и старики кланяются в ответ, и приставы подводят атамана к священнику и аналою, он целует крест и Евангелие. После этого приставы отводят атамана в середину круга, и старейшина три раза сечёт атамана нагайкой по спине.

Антон Иванович Деникин
Антон Иванович Деникин

Атаман получает символы военной и хозяйственной деятельности: на него надевают через правое плечо шашку, а через левое – полотенце, что символизирует крест – защиту деятельности атамана Христом.
Атаман получает от старшего по чину и возрасту пернач или булаву, символизирующие военную власть. Стариками атаману подносится посох или насека, есаулец на голову атаману возлагает шапку и подаёт команду: «Перед атаманом шапки долой!» Все, кто рангом ниже атамана, снимают шапки. С этого момента присяга считается принятой. Атаманы, которые ниже рангом, присягают новому избранному атаману. Все казаки подходят к кресту, Евангелию и их целуют. Таким образом происходит выбор нового атамана, который перед казаками и Богом будет отвечать за свои деяния и старания во благо казачества.

Поговорки:

Из рядовичей в атаманы выходят.
Терпи, казак, атаманом станешь.
Полно тебе атаманиться, есть постарше тебя.
Без атамана казак сирота.
Атаманом артель крепка.
Без атамана дуван не дуванят, добычи не делят.
Не гонись за простым вором, а лови атамана.
Не атаман при булаве, а булава при атамане, его власть, воля.
Атаманом быть – уряд держать.
Не всем казакам в атаманах быть.
Куда ты, атаман, глазом кинешь, туда мы головы кинем.

 

 

Игорь Мартынов,
войсковой старшина, войсковой атаман ИСНГО “Войско Донское”.